Недра Китая очень богаты на мрамор, известняк и гранит. На его территории растет довольно много строевого леса, состоящего из лиственницы, ели, сосны, дуба и других пород. Чаще всего для построек использовался корейский кедр и веймутовая сосна, а также традиционное китайское растение - бамбук. Но, поскольку зодчие делали акцент на дерево, а не на прочие материалы, то до сегодня сохрани¬лось не так уж много памятников архитектуры Древнего Китая времен его наидревнейших эпох.
Про характер архитектуры времен Шан, Чжоу, а также Цинь и Хань, то есть, вплоть до 25 года нашей эры, можно судить большей частью по изображениям, сохранившимся на погребальных плитах. Они делались из камня. Также кое-где уцелели модели и останки каменных конструкций. Здания, как и сохранившие¬ся каким-то чудом изображения построек периода Хань, указывают на то, что к изобретениям Китая можно причислить также многоэтажные постройки.
Так, китайские зодчие уже 2000 лет тому назад возводили много¬этажные здания, которые венчались сложными, многоярусными крышами, укрытыми специальной, цилиндрической черепи¬цей. Она по краям скатов крыши неизменно украша¬лась кругами с разными изображениями или надписями.
Стены домов, как правило, не были несущи¬ми конструкциями. Это непривычно для нашей техники строительства. Главным фасадом всегда был южный. У него были вход и окна, которые заполняли собой всю стену. А на севере окна вообще не предусматривалось. Что до южной стены, то она имела вид деревянной ре¬шетки, которую заклеивали промасленной бумагой. Это изобретение датируется III веком до нашей эры. У крыши имелись характерные, довольно широкие свесы, они защищали стены от осадков и от прямых солнечных лучей.
Непосредственно перед главным фасадом обустраивалась крытая галерея. На японском она звалась энгава, то есть, «серое пространство». По всей видимости, Китай заимствовал это интерьерное решение у Японии. Галерея была своего рода внешним коридо¬ром, который связывал все комнаты дома. Там же принимали гостей. В то же время, такая галерея служила промежуто¬чным пространством, связывающим внутреннее пространство дома и внешний мир. Вся архитектура Древнего Китая строго соответствовала канонам Фен-Шуй.
В Древнем Китае считалось, что духи передвигаются лишь прямо, как вариант, они еще могут сворачивать в сторону, но всегда под прямым углом. Так что не приходится удивляться, что во дворце им¬ператора Цинь Ши-хуанди, построенном в III столетии до нашей эры, все подъезды и внутренние переходы здания, даже тропинки парка являлись криволинейными. Края дворцовых крыш делались изогнутыми, дабы злые духи не смогли передвигать¬ся вдоль них. Часто там были декоративные фигурки животных. Такие обереги от злых духов – это изобретения Китая. Кстати, даже среди наших современников есть люди, которые ставят в оконные проемы куклы, либо игрушки, веря, что таким образом они защищаются от злого глаза.